Самое-самое

Загрузка ...

В каждом регионе обязательно существует что-нибудь эдакое, о котором говорят, что оно "самое-самое". К та­ким эпитетам чаще всего прибавляют слова "самое луч­шее ", "самое большое ", "самое первое ", "самое древнее " и так далее. Обычно региональные власти и все его насе­ление гордятся этим "самым-самым" и стремятся его по­казать и рассказать о нем своим гостям. Вот и я на своих страницах решил рассказать о некоторых достопримечательностях Самарского края, к которым можно отнести этот превосходный эпитет.

 

САМЫЕ ПЕРВЫЕ ЛЮДИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Самым древним местом пребывания древнего человека на территории совре­менной Самарской области ныне считается урочище Тунгуз у села Хрящевка Ставропольс­кого района. Еще в 1879 году казанский профессор, извест­ный геолог А.А. Штукенберг обнаружил здесь целое кладби­ще костей животных межледни­кового времени.

 Гораздо позже вместе с ко­стями животных в тех же мес­тах были найдены и каменные орудия труда человека эпохи палеолита. Наиболее подробно эти стоянки были исследованы в начале 50-х годов.

 Газета «Волжская коммуна», 1 марта 2008 года

 Пять тысяч лет  назад люди впервые сели на лошадь именно в Самарском крае.

 

Лошадь была впервые приручена не на Аравийском полуострове, как считалась ранее, а здесь, в на­шем крае! И произошло это в 5-6 тысячелетиях до нашей эры, в бронзовом веке, то есть гораздо раньше, чем в древнейших цен­трах мировой цивилизации. А использовать лошадей для езды у нас начали в 3-4 тысячелетиях до нашей эры, когда вавилоняне и египтяне еще катались на дру­гих животных. Очередные под­тверждения этой удивительной гипотезы были обнаружены и нынешним летом в ходе раско­пок возле поселков Красносамарский и Утевка.

К выводу о раннем одомаш­нивании лошадей в наших кра­ях пришел и известный амери­канский ученый Дэвид Энтони, который изучает бронзовый век и историю коневодства. В архе­ологической экспедиции этого года участвовали и американ­ские студенты, а раскопки про­ходили возле поселков Красносамарский и Утевка.

И новое подтверждение ги­потезы! При раскопках одного из курганов обнаружено захо­ронение, которое было сделано 5 тысяч лет назад. В нем были найдены кости лошадей, а по­гребенный в центре кургана че­ловек находился в позе... управ­ляющего колесницей!

«Волжская комунна» СУББОТА 20 СЕНТЯБРЯ, 2008 №264 (26307)

 

В 1586 году князь Григорий Засекин по царскому указу заложил крепость Самара. Он стал первым воеводой.

.

 ПЕРВЫЕ САМАРСКИЕ ЗАКЛЮЧЕННЫЕ

Одно из первых указаний, князь Засекин получил от государя после окончания стро­ительства крепости, было требование о наведении порядка в этих местах и "ограждение ногаев от казачьего воровства".

Самарский воевода в первый же месяц после возведения крепости показал волжским разбойникам, кто теперь хозяин во всем Жигулевском крае. По его приказу уже в июне 1586 года стрельцы стали рыскать по степям и горам в поисках "воровских атаманов", под предво­дительством которых казаки грабили ногайские улусы. Вско­ре им удалось задержать дво­их местных "авторитетов" - Матвея Мещеряка и Ивана Камышника. Кстати, оба этих казака совсем незадолго до ареста служили в дружине знаменитого Ермака Тимофее­вича, который, как известно, именно с Самарской Луки ушел покорять Сибирь. Именно с этих арестантов, как теперь можно сказать, и началась многовеко­вая история Самарской уголов­но-исполнительной системы.

Отдельной острожной тюрьмы в крепости в то время еще не было - ее стрельцы выстроили только через год. Поэтому первых самарских зеков держа­ли в одной из башен городка.

Значительное удаление Самары от Москвы сразу же сделало ее и местом политической ссылки. Царские свитки гласят, что самым первым опальным противником государя Федора Иоанновича, отправленным в Самару в том же 1586 году, стал князь Андрей Иванович Шуйский, который вскоре здесь же и скончался.

Газета «Волжская коммуна», 1 марта 2008 года

В 1600 году у крепости построена первая пристань для царских судов ходивших в Астрахань за солью.

В 1636 году путешественником А. Олеарием, возвращавшимся из поездки в Персию, сделано пер­вое описание Самары и рисунок крепости

В этом году город облетела новость: в Самарском райо­не, на Хлебной площади, наш­ли остатки земляной крепости, возведенной в 1706 году. Это сооружение построили после то­го, как сгорела деревянная кре­пость основателя Самары кня­зя Григория Засекина 1586 года.

Эти находки на сегодняшний день - самые старые в городе фрагменты былой Самары.

В 1836 году открыто 1-е мужское городское приходское училище.

Весной 1843 года открылось регулярное движение пароходов по Волге. Самый первый буксирный пароход «Волга» в Самаре..

 Первый кафедральный собор Самары.

 

31 марта 1851 года Самарской церкви во имя Вознесения Господня предоставлены права Кафедрального собора в связи с ее размерами и центральным положением в городе. Это - первый кафедральный собор Самары.

 «Годы и события. Хроника.» Том 1  Самара, Управление по делам архивов администрации Самарской области,2000  

Осенью 1851 года состоялись первые в истории города театральные представления. Этот год считается точкой отсчёта истории Самарского академического театра драмы им. Горького.

1853 год начало уличного освещения города. Установлены первые 100 фонарей, в которых использовалась спирто-скипидарная смесь.

В 1860 году вступила в строй первая паровая мельни­ца.

В 1861 году создано первое пароходное общество «По Волге». 

В 1863 году началось мощение улиц, Первыми были «одеты» в камень ул. Дворян­ская (Куйбышева) и три спу­ска к Волге.

 Первый в империи орган местного самоуправления

 После отъезда Грота в столицу, где он претворяет в жизнь судебную и тюремную реформы, при его непосредственном попечительстве в губернии раньше, чем в других провинциях России, начинается

- освобождение крестьян,

- вводится суд присяжных,

- в 1865-м создается первый в империи орган местного   самоуправления - земство.

Сергей Лейбград   http://old.russ/jornal/ist_sovt/98-07-03/leibgr.htm

 САМОЕ СТАРОЕ СУДЕБНОЕ ЗДАНИЕ

  

Как известно, Самарская губерния была образована 1 ян­варя 1850 года в соответствии с указом Николая I. Однако кар­динальная судебная реформа в Российской империи началась лишь при следующем импера­торе - Александре II, который 20 ноября 1864 года высочайше утвердил новый "Судебный ус­тав". Поэтому открытие Самар­ского губернского (в то время - окружного) суда состоялось лишь 25 ноября 1870 года. Он расположился в Самаре в зда­нии, построенном во второй половине 50-х годов прошлого столетия, в северо-западной оконечности Алексеевской площади (ныне - площадь Революции), в бывшем купеческом доме. Позже здание  было реконструировано архитектором Тепловым и к 1903 году приобрело тот вид, в котором оно сохра­нилось до наших дней и ныне оно является самым ста­рым зданием регионального суда в Российской Федерации.

Газета «Волжская коммуна», 8 мая 2008 года.

В 1870 году первый книжный магазин в губернии открыл германский подданный Фердинанд Грау. 

В 1872 г, в городе открывается первая в России земская школа сельских учительниц.

 САМАЯ БОЛЬШАЯ РЫБА

В 80-х годах XIX века (к сожалению, более точной даты не сохранилось) стал широко известен случай вылова очень крупной белуги в озере Камен­ном, что протянулось у подно­жия Жигулевских гор между селами Подгоры и Гаврилова Поляна. В то время этот не­широкий, но все же достаточно глубокий водоем соединял­ся с Волгой только весной, в период половодья, что и по­зволило рыбине (видимо, случайно) зайти в озерные воды. Но через несколько дней, когда вода в реке спала, белуга уже не смогла выйти обратно в Волгу. В результате с помощью прочных сетей и благодаря совместным действиям нескольких десятков мужиков из окрестных деревень обессилевшую "царь-рыбу" выво­локли на берег. Размеры добычи  не могли не вызвать удивления: в длину пойманная белуга немного не дотянула до пяти саженей (более 9 метров). А вот ее вес смогли оп­ределить только приблизи­тельно, и то после разделки туши. В общей сложности ча­сти разрезанной белуги потя­нули более чем на 92 пуда (около 1,5 тонн). По сей день эта подгорская белуга остается самой крупной рыбой, когда-либо пойманной на территории нашей области.

Газета «Волжская коммуна», 9 февраля 2008 года.

 САМЫЙ ДЛИННЫЙ МОСТ В ЕВРОПЕ

Проект моста в кратчайшие сроки разработал крупнейший специалист того времени про­фессор Петербургского института инженеров путей сообщения Н.А. Белелюбский. К строительству грандиозного сооружения приступили 17 августа 1876 года, а уже 26 августа 1880 года этот мост, ставший в то время самым длинным в Европе, был открыт для движения поездов. В честь российского императора он тогда же был назван Александровским. 

  Газета «Волжская коммуна», 7 марта 2008 года

В 1884 году 15 января вышел первый номер «Самарской газеты»,  в которой в разные годы работали А. М. Горький, Д. Н. Мамин-Сибиряк и другие известные русские писатели.

 

В 1884 году в городе появилась телефонная связь.

В 1884  Самаре впервые для осве­щения общественных зданий применен газ.

10 июля 1896 года первые самарцы опробовали новый для города общественный транспорт конку, конно-железную дорогу.

  САМЫЙ ЛУЧШИЙ ВОДОПРОВОД В ЕВРОПЕ

Самарский противопожарный водопровод (1886) со своими специальными приспособлениями для тушения пожаров по многим параметрам выгодно отличался от столичных коммунальных объектов. В целом же он в то время оказался уникаль­ным сооружением своего рода не только в России, но и вооб­ще во всей Европе. Во-первых, его сети были проложены по замкнутой кольцевой системе с тремя основными магистраля­ми. Одна из них питала южную часть города, другая - северную, а третья, пересекавшая город по Симбирской улице (ныне - Ульяновская), снабжала водой его обе части. При этом на водосети были установлены задвижки, которые в случае аварии отключали небольшой участок магистрали, не нарушая водоснабжения в других местах. Во-вторых, в обычном ре­жиме водопровод Самары под­держивал давление в своих магистралях в 7 атмосфер. Но по сигналу пожарной тревоги давление за считанные минуты могло быть поднято до 10 атмосфер. Это достигалось бла­годаря автоматическому закры­тию специальных клапанов, после чего прекращалась пода­ча воды в дома, фонтаны и так далее, а вся вода из сетей на­правлялась на тушение пожара.

 

Водозаборная станция го­родского водопровода была возведена на месте нынешней Самарской ГРЭС. Всего на водосетях в момент его открытия в городе было устроено 247 по­жарных кранов, 10 фонтанов, 16 уличных водозаборов, и еще к водосети подсоединено 120 до­мовладений. Водопроводная сеть в то время охватывала обширную городскую территорию -        от реки Самары до Полевой улицы и от Волги до улицы Сенной (ныне - улица Буянова).  

Водоснабжение домов, не подсоединенных к сети, но на­ходящихся поблизости от какой-либо водопроводной линии, обеспечивалось через уличные водоразборные колонки. Тем самым по потреблению воды на душу населения Самара после 1897 года в течение нескольких лет занимала первое место сре­ди губернских городов юга и юго-востока России - таких как Астрахань, Казань, Киев, Киши­нев, Саратов, Харьков и другие.

 

Вплоть до Первой мировой войны самарский водопровод считался совершеннейшим тех­ническим сооружением своей эпохи, которым наш город по праву гордился. Долгие годы он работал исправно и бесперебойно, и почти до 20-х годов XX века в нем не было зарегистрировано ни одного случая пре­кращения подачи воды.

В Самаре было подсчитано, что за первые 10 лет после вве­дения в действие водопровода — по сравнению с предыдущим десятилетием. — убытки от пожаров уменьшились вчетверо.

  

              Газета «Волжская коммуна», 7 марта 2008 года

 ПЕРВЫЙ ПАМЯТНИК

С инициативой сооружения памятника Александру II выступил во второй половине 80-годов прошлого столетия городской голова П. В. Алабин. Тогда же Дума объявила кон курс на лучший проект. Вскоре в Думу поступил проект  скульптора Владимира Осиповича Шервуда. Он как бы отражал все главнейшие направления деятельности царя-ре­форматора. Это реформа 1861года, уничтожившая крепостное право в России; вхождение в состав Российского государства Кавказа и Средней Азии; помощь братскому болгарскому народу в период рус­ско-турецкой войны 1877-1878 годов.

 

Закладка памятника и его освящение состоялись 8 июля 1888 года в день Казанской божьей матери. Вскоре первый памятник в Самаре был построен. Он органично вписался в архитектурный комп­лекс Алексеевской площади. Вокруг него был разбит сквер, который стал любимым местом встреч и отдыха жителей Самары...

 «ВК» СУББОТА 23 ИЮЛЯ, 2011 №265 (27700)

 Площадь Революции в Самаре раньше называлась Алексеевской. Она была главной в городе, а в центре ее возвышался памятник Александру II. И сама площадь, и памятник царю-освободителю играли огромную роль в общественной жизни города.

Мысль о сооружении в Са­маре, на Алексеевской площа­ди, памятника Александру II возникла сразу после убийства его террористами в 1881 году. Самарская городская дума ре­шила выделить на сооружение памятника 10 тысяч рублей, а кроме того, была объявлена подписка, и на строительство памятника перечислялись и на­родные деньги, и деньги куп­цов, крупных благотворителей. Памятник был заказан одному из лучших российских скульп­торов, академику Владимиру Шервуду. Кстати, по происхо­ждению он был англичанином и дружил с великим писателем Чарльзом Диккенсом.

8 июля 1888 года, как со­общается в Самарском адрес-календаре за 1890 год, была со­вершена закладка памятника, а ровно через год строительство было завершено.

По сути, до революции это был единственный памятник в Самаре. Кроме него, в городе были лишь бюсты отдельным купцам, отличавшимся своей благотворительностью и обще­ственной деятельностью».

Памятник получился очень красивым. Весь облик импе­ратора выражал спокойствие человека, уверенного в себе и чувствующего ответствен­ность за судьбу государства. Император был изображен в генеральском сюртуке, в во­енной фуражке, опирающимся на саблю. По углам постамента располагались четыре симво­лические фигуры. Это черкес, ломающий шашку (символ по­корения Кавказа); болгарка, благодарившая царя за осво­бождение своей страны; сред­неазиатская женщина, сбрасывающая чадру, и русский крестьянин, осеняющий себя крестным знамением. Кстати, как рассказывает Александр Завальный, окрестные крестья­не, приезжая в Самару и осма­тривая скульптурную компози­цию, первым делом обращали внимание на то, какими досто­верными, «настоящими» были лапти на ногах скульптурного крестьянина.

Памятник притягивал к себе людей. Здесь проходили народные торжества, раздача подарков во время коронации, чествования воинских частей

«Приезжавшие в Самару люди единодушно признавали, что это самый лучший памятник императору из тех, что стояли в волжских городах. По сути, до революции это был единственный памятник в Самаре».

27 мая 1898 года в летнем театре Панаева состоялся первый в Самаре сеанс синематографа, «знаменитого и единственного в мире аппарата движущейся, живой, во весь рост фотографии, настоящего «Люмиэра»

  Самое первое авто

Больше ста лет назад, в се­редине 1904 года, на улицах Самары впервые появился странный грохочущий экипаж, который двигался без помощи лошадей. Новое средство пе­редвижения для многих было удивительным и непонятным.

Управлял этим невиданным экипажем Константин Павлович Головкин, владелец писчебумажного магазина на улице Панской (ныне улица Ленинградская), и одновременно ху­дожник, историк и краевед. Он летом 1904 года через самарского посредника приобрел в Берлине автомо­биль фирмы "Опель", который вскоре поездом был доставлен в Самару.

Вторым автовладельцем Сама­ры стал известный в городе торговец и хозяин нескольких магазинов A.M. Сурошников, который купил машину все той же фирмы "Опель" в 1906 году.

 Газета «Волжская коммуна», 9 февраля 2008 года.

 САМАРСКАЯ СИНАГОГА

Слово синагога на иврите - древнем языке иудеев – звучит как бейд кнессет – дом собраний. Самарская синагога на улице Садовой, 49 была построена в 1908 году архитектором Зельманом Коейнерманом и являлась крупнейшим хоральным храмом в Европе. Сейчас евреи, исповедующие ортодоксальный иудаизм собираются в помещении на ул. Садовая, 52.

 

Газета «Волжская коммуна», 26 января 2008 года

                                        ВАЛЬС "НА СОПКАХ МАНЧЬЖУРИИ"                                      

24 апреля 1908 года, в Струковском саду впер­вые прозвучал вальс «На сопках Маньчжурии», ставший впоследствии одним из самых знаме­нитых и популярнейших.

 

В 1906 году, после окончания Русско-японской войны, в Самару прибыл на раскварти­рование 214-й Мокшанский пехотный полк, прославивший­ся в той неудачной для России войне. В феврале 1905-го этот полк в тяжелейших боях меж­ду Мукденом и Ляояном попал в окружение и постоянно под­вергался атакам противника. В критический момент, когда уже заканчивались боеприпасы, ко­мандир полка полковник Петр Побыванец отдал приказ: «Зна­мя и оркестр - вперед!..» Капельмейстер Илья Шатров вы­вел оркестр на бруствер око­пов, отдал приказ играть бое­вой марш и повел музыкантов вперед за знаменем полка. Во­одушевленные солдаты рину­лись в штыковую атаку. В ходе боя полк под музыку оркестра непрерывно атаковал японцев и в конце концов прорвал окру­жение.

В этом бою погиб командир полка, от четырехтысячно­го полка осталось семьсот че­ловек, а из состава оркестра - только семь музыкантов. Все они были награждены Георгиевскими крестами, а сам ор­кестр удостоен серебряных труб. Илью Шатрова наградили офицерским орденом Святого Станислава 3-й степени с ме­чами. Это был второй и послед­ний случай подобного награждения капельмейстеров в Рос­сийской империи.

После окончания Русско-японской войны Мокшанский полк еще целый год оставался в Маньчжурии, где Илья Алексее­вич, однажды попав по прика­зу нового командира полка на гауптвахту, начал писать вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», посвящен­ный погибшим боевым товари­щам. Летом 1906 года он создал первую версию вальса.

Осенью того же года Шат­ров познакомился и подру­жился с самарским педагогом, композитором и нотным изда­телем Оскаром Филипповичем Кнаубом, который оказал начи­нающему композитору серьёз­ную помощь в завершении работы над вальсом и его после­дующем издании. И летом 1907 года ноты вальса Ильи Шатроваа «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» уже продавались в магазине Оскара Кнауба.

Весной же 1908 года состоялось первое исполнение вальса духовым оркестром.

«Социальная газета» 20 апреля 2013 года

Самарский ЭЛЕВАТОР

В 1913 году началось подготовительные работы по строительству элеватора. В августе 1914 года началось строительство силовой станции. В это же время возводилось насосная башня и шестиэтажный комфортабельный жилой дом для обслуживающего персонала. Там же были оборудованы лаборатория и контора. В доме имелись центральное отопление, лифт, водопровод, канализация. Квартиры предоставлялись смотрителю, бухгалтеру, электротехнику, сторожам, весовщикам.

Сам чудо-элеватор открылся 21 сентября 1916 года.

Газеты писали: «Биржа и все хлеботорговцы настояли на строительстве элеватора. Госбанк взял на себя постройку самого крупного в Европе, оснащенного по последнему слову техники  хлебохранилища».

Газета «Будни» 11 апреля 1997 года.

До революции элеватор был вторым в России по мощности, и здесь отлеживалась пшеница, которой самарцы снабжали  Европу.  Говорят,  печеньки из этой пшеницы страшно любила грызть по утрам англий­ская королева.

«Самарская газета», 14 сентября, 2012 года

 

25 февраля 1915 года  пущен самарский электрический трамвай. Он стал первым в стране проектом, который был полностью реализован силами русских инженеров. И даже вагоны использовались отечественного производства. 

Придумал и воплотил в жизнь проект электротрамвая инженер Петр Суткевич. Первая трамвай­ная линия была около пяти километров.

В сентябре 1922 года создана первая группа пионеров.

В 1926 году город получил первые три автобуса фирмы «Фиат» на 14-16 мест каждый. Они обслуживали маршруты «Самара-Пугачев-Балаково», «Самара-Сергиевск», «Самара-Барбашина поляна).

21 августа 1930 года открылось регулярное воздушное сообщение на авиамаршруте «Москва-Самара-Ташкент» первым самолётом «К-4».

В июне 1931 года оперой М.Мусоргского «Борис Годунов» начал свой первый сезон театр оперы и балета.

15 мая 1933 года «заселен» первый в городе 7-этажный дом- Дом промышленности (ул.Куйбышева, ), отданный различным учреждениям и организациям промышленности.

    ПЕРВЫЕ ТАКСИ В КУЙБЫШЕВЕ

7 июня 1938 года   в Куйбышеве началось движение пяти легковых такси. Стоянки машин установлены на площади Революции, у железнодорожного и водного вокзалов. Плата за пользование такси ориентировочно намечена в 1 рубль 20 копеек за километр.

 К 7 ноября 1941 г. на авиационном заводе собраны первые штур­мовики «ИЛ-2».  

 22 ноября 1941 г. дал первую продукцию — тысячи подшипников — 4 ГПЗ.

 5 марта 1942 г.впервые по Всесоюзному радио прозвуча­ла из Куйбышева Седьмая (Ленинградская) симфония Д. Д. Шостаковича в исполнении оркестра госу дарственного Академиче­ского Большого театра СССР.

 

 В начале октября 1942 г. раздался первый звонок в но­вом авиа­ционном институте.

  7 ноября 1942г. по маршруту «Железнодорожный вокзал — пл. Революции» пош­ли первые в городе троллей­бусы.

7 ноября 1944 г. впервые составы пошли по первому в нашем крае электрифицированному участку железной дороги протяженностью 14 км — о «Куйбышев—Безымянка».

В начале 1947 года первый бытовой газ поступил в жилой дом на ул. Ярмарочной.

 В начале августа 1947 года первый асфальт покрыл площадь им. В. В. Куйбышева.

27 мая 1953 года от Куйбышевской пристани вверх до  Москвы ушел дизель-электроход «Россия», первое на Волге пассажирское судно нового типа.

 10 октября 1953 года из Самары в районы края почта впервые была отправлена самолетом.

  САМОЕ БОЛЬШОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ

В августе 1950 года Правительство СССР приняло решение о  сооружении Куйбы­шевской ГЭС мощностью 2300 мегаватт, в то время - крупней­шей в мире. Как известно, в декабре 1955 года дал ток первый агрегат этой станции, а 10 августа гидроузел  был принят в промышленную эксплуатацию и получил назва­ние Волжской ГЭС имени В.И. Ленина.

Правда, уже через несколько лет ее по мощности обошла Волгоградская ГЭС, а затем - еще несколько зарубежных гидроэлектростанций. Однако по крайней мере одно рекордное достижение мирового масштаба, созданное после окончания этой величественной "стройки коммунизма", до сих пор остается так никем и не превзойденным. Конечно же, речь идет о Куйбышевском во­дохранилище,  возникшем в результате возведения на Волге плотины гидроэлектростанции. И хотя само перекрытие реки произошло в 1955 году, искусственное море у Жигулей по причине его огромных раз­меров заполнялось вплоть до конца 1957 года.

Его нынешняя площадь - 6450 квадратных километров, и эта цифра до сих пор оставляет наше водохранилище на первом месте в перечне круп­нейших искусственных водо­емов мира. Как известно, пе­репад высот между верхним и нижним бьефами Волжской ГЭС составляет 28 метров, бла­годаря чему подпор воды оказывается заметен более чем за 500 километров выше Тольятти по течению Волги, то есть даже в районе Зеленодольска, небольшого городка на севере Татарстана. А если учесть, что частью водохранилища стал также и 150-километровый от­резок нижнего течения Камы, на месте которого еще в 50-х годах образовался Камский залив Куйбышевского водохра­нилища, то тогда мы поймем, что влияние плотины жители прибрежных районов ощущают даже на 650-километровом расстоянии. А еще нужно от­метить, что на ряде участков волжского течения ширина во­дохранилища ныне превышает 30 километров, и поэтому во многих его точках наблюдатель, находящийся на борту судна, не может видеть ни правого, ни левого берега, а одну только воду. Одним словом, настоя­щее Жигулевское море...

Газета «Волжская коммуна», 16 февраля 2008 года.

В марте 1958 года начались первые регулярные передачи Куйбышевского телевидения.

14 сентября 1967 года ро­дился миллионный житель г. Куйбышева.

В 1973 году в Октябрьском районе г. Куйбышева постро­ен первый 14-этажный дом.

В 1978 г. на Средневолжском станкозаводе выпущен первый станок с числовым про­граммным управлением.

В 1978 г. больнице № 15 впервые в го­роде успешно проведена опе­рация по вшиванию искусст­венного митрального клапана сердца.

 САМОЕ СИЛЬНОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ

 Даже в школьных учебниках до сих пор говорится о том, что Русская платформа, где распо­ложена Самарская область, не входит в число сейсмически ак­тивных зон планеты. Классичес­кая наука говорит о том, что если здесь порой и происходят ка­кие-то подвижки в глубине земной коры, то они обусловлены лишь исключительно карстовыми процессами, то есть размыванием отдельных пластов подземными водами. Однако геологические данные последних десятилетий свидетельствуют об обратном.

Вот что произошло в Куйбы­шевском Заволжье около 8 часов 40 минут утра 9 августа 1986 года. В тот ранний час жители Нефтегорского, Богатовского и Борского районов вдруг почув­ствовали самый настоящий под­земный удар. Высокие здания стали заметно раскачиваться из стороны в сторону, с потолков сыпалась побелка, а на стенах современных домов кое-где появились мелкие трещины. В еще не открывшихся торговых заведениях, отделениях Сбербанка и ряде учреждений от толчков включилась сигнализация, с крыш и деревьев в воздух взле­тели птицы. Вдобавок рухнули некоторые ветхие строения, ко­торыми, к счастью, оказались лишь сараи и отселенные дома, поэтому человеческих жертв в Нефтегорске не было. Очевид­цы при этом рассказывали, что незадолго до начала землетря­сения беспокойно вели себя со­баки и кошки. А на Ветлянском водохранилище близ Нефтегорска во время подземных толч­ков вода словно бы кипела - со дна водоема в массе выделял­ся болотный газ метан.

 Ученым удалось установить, что землетрясение 9 августа 1986 года в Самарской области име­ло отнюдь не карстовую, а са­мую настоящую тектоническую природу, то есть оно было выз­вано глубинными подвижками земных слоев.

Эпицентр землетрясения в тот раз располагался на самой границе Богатовского и Нефте­горского районов, примерно между селами Утевка и Максимовка, и в районе эпицентра сила подземного толчка достигала пяти баллов по 12-балль­ной шкале, что означает «довольно сильный».

Поэтому Нефтегорское тектоническое земле­трясение 1986 года и поныне является крупнейшим не только в новейшей истории Самарской области, но и для всего юго-во­стока Русской равнины

Газета «Волжская коммуна», 8 мая 2008 года.