Самое-самое
В каждом регионе обязательно существует что-нибудь эдакое, о котором говорят, что оно "самое-самое". К таким эпитетам чаще всего прибавляют слова "самое лучшее ", "самое большое ", "самое первое ", "самое древнее " и так далее. Обычно региональные власти и все его население гордятся этим "самым-самым" и стремятся его показать и рассказать о нем своим гостям. Вот и я на своих страницах решил рассказать о некоторых достопримечательностях Самарского края, к которым можно отнести этот превосходный эпитет.
САМЫЕ ПЕРВЫЕ ЛЮДИ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Самым древним местом пребывания древнего человека на территории современной Самарской области ныне считается урочище Тунгуз у села Хрящевка Ставропольского района. Еще в 1879 году казанский профессор, известный геолог А.А. Штукенберг обнаружил здесь целое кладбище костей животных межледникового времени.
Гораздо позже вместе с костями животных в тех же местах были найдены и каменные орудия труда человека эпохи палеолита. Наиболее подробно эти стоянки были исследованы в начале 50-х годов.
Газета «Волжская коммуна», 1 марта 2008 года
Пять тысяч лет назад люди впервые сели на лошадь именно в Самарском крае.
Лошадь была впервые приручена не на Аравийском полуострове, как считалась ранее, а здесь, в нашем крае! И произошло это в 5-6 тысячелетиях до нашей эры, в бронзовом веке, то есть гораздо раньше, чем в древнейших центрах мировой цивилизации. А использовать лошадей для езды у нас начали в 3-4 тысячелетиях до нашей эры, когда вавилоняне и египтяне еще катались на других животных. Очередные подтверждения этой удивительной гипотезы были обнаружены и нынешним летом в ходе раскопок возле поселков Красносамарский и Утевка.
К выводу о раннем одомашнивании лошадей в наших краях пришел и известный американский ученый Дэвид Энтони, который изучает бронзовый век и историю коневодства. В археологической экспедиции этого года участвовали и американские студенты, а раскопки проходили возле поселков Красносамарский и Утевка.
И новое подтверждение гипотезы! При раскопках одного из курганов обнаружено захоронение, которое было сделано 5 тысяч лет назад. В нем были найдены кости лошадей, а погребенный в центре кургана человек находился в позе... управляющего колесницей!
«Волжская комунна» СУББОТА 20 СЕНТЯБРЯ, 2008 №264 (26307)
В 1586 году князь Григорий Засекин по царскому указу заложил крепость Самара. Он стал первым воеводой.
.
ПЕРВЫЕ САМАРСКИЕ ЗАКЛЮЧЕННЫЕ
Одно из первых указаний, князь Засекин получил от государя после окончания строительства крепости, было требование о наведении порядка в этих местах и "ограждение ногаев от казачьего воровства".
Самарский воевода в первый же месяц после возведения крепости показал волжским разбойникам, кто теперь хозяин во всем Жигулевском крае. По его приказу уже в июне 1586 года стрельцы стали рыскать по степям и горам в поисках "воровских атаманов", под предводительством которых казаки грабили ногайские улусы. Вскоре им удалось задержать двоих местных "авторитетов" - Матвея Мещеряка и Ивана Камышника. Кстати, оба этих казака совсем незадолго до ареста служили в дружине знаменитого Ермака Тимофеевича, который, как известно, именно с Самарской Луки ушел покорять Сибирь. Именно с этих арестантов, как теперь можно сказать, и началась многовековая история Самарской уголовно-исполнительной системы.
Отдельной острожной тюрьмы в крепости в то время еще не было - ее стрельцы выстроили только через год. Поэтому первых самарских зеков держали в одной из башен городка.
Значительное удаление Самары от Москвы сразу же сделало ее и местом политической ссылки. Царские свитки гласят, что самым первым опальным противником государя Федора Иоанновича, отправленным в Самару в том же 1586 году, стал князь Андрей Иванович Шуйский, который вскоре здесь же и скончался.
Газета «Волжская коммуна», 1 марта 2008 года
В 1600 году у крепости построена первая пристань для царских судов ходивших в Астрахань за солью.
В 1636 году путешественником А. Олеарием, возвращавшимся из поездки в Персию, сделано первое описание Самары и рисунок крепости
В этом году город облетела новость: в Самарском районе, на Хлебной площади, нашли остатки земляной крепости, возведенной в 1706 году. Это сооружение построили после того, как сгорела деревянная крепость основателя Самары князя Григория Засекина 1586 года.
Эти находки на сегодняшний день - самые старые в городе фрагменты былой Самары.
В 1836 году открыто 1-е мужское городское приходское училище.
Весной 1843 года открылось регулярное движение пароходов по Волге. Самый первый буксирный пароход «Волга» в Самаре..
Первый кафедральный собор Самары.
31 марта 1851 года Самарской церкви во имя Вознесения Господня предоставлены права Кафедрального собора в связи с ее размерами и центральным положением в городе. Это - первый кафедральный собор Самары.
«Годы и события. Хроника.» Том 1 Самара, Управление по делам архивов администрации Самарской области,2000
Осенью 1851 года состоялись первые в истории города театральные представления. Этот год считается точкой отсчёта истории Самарского академического театра драмы им. Горького.
1853 год начало уличного освещения города. Установлены первые 100 фонарей, в которых использовалась спирто-скипидарная смесь.
В 1860 году вступила в строй первая паровая мельница.
В 1861 году создано первое пароходное общество «По Волге».
В 1863 году началось мощение улиц, Первыми были «одеты» в камень ул. Дворянская (Куйбышева) и три спуска к Волге.
Первый в империи орган местного самоуправления
После отъезда Грота в столицу, где он претворяет в жизнь судебную и тюремную реформы, при его непосредственном попечительстве в губернии раньше, чем в других провинциях России, начинается
- освобождение крестьян,
- вводится суд присяжных,
- в 1865-м создается первый в империи орган местного самоуправления - земство.
Сергей Лейбград http://old.russ/jornal/ist_sovt/98-07-03/leibgr.htm
САМОЕ СТАРОЕ СУДЕБНОЕ ЗДАНИЕ
Как известно, Самарская губерния была образована 1 января 1850 года в соответствии с указом Николая I. Однако кардинальная судебная реформа в Российской империи началась лишь при следующем императоре - Александре II, который 20 ноября 1864 года высочайше утвердил новый "Судебный устав". Поэтому открытие Самарского губернского (в то время - окружного) суда состоялось лишь 25 ноября 1870 года. Он расположился в Самаре в здании, построенном во второй половине 50-х годов прошлого столетия, в северо-западной оконечности Алексеевской площади (ныне - площадь Революции), в бывшем купеческом доме. Позже здание было реконструировано архитектором Тепловым и к 1903 году приобрело тот вид, в котором оно сохранилось до наших дней и ныне оно является самым старым зданием регионального суда в Российской Федерации.
Газета «Волжская коммуна», 8 мая 2008 года.
В 1870 году первый книжный магазин в губернии открыл германский подданный Фердинанд Грау.
В 1872 г, в городе открывается первая в России земская школа сельских учительниц.
САМАЯ БОЛЬШАЯ РЫБА
В 80-х годах XIX века (к сожалению, более точной даты не сохранилось) стал широко известен случай вылова очень крупной белуги в озере Каменном, что протянулось у подножия Жигулевских гор между селами Подгоры и Гаврилова Поляна. В то время этот неширокий, но все же достаточно глубокий водоем соединялся с Волгой только весной, в период половодья, что и позволило рыбине (видимо, случайно) зайти в озерные воды. Но через несколько дней, когда вода в реке спала, белуга уже не смогла выйти обратно в Волгу. В результате с помощью прочных сетей и благодаря совместным действиям нескольких десятков мужиков из окрестных деревень обессилевшую "царь-рыбу" выволокли на берег. Размеры добычи не могли не вызвать удивления: в длину пойманная белуга немного не дотянула до пяти саженей (более 9 метров). А вот ее вес смогли определить только приблизительно, и то после разделки туши. В общей сложности части разрезанной белуги потянули более чем на 92 пуда (около 1,5 тонн). По сей день эта подгорская белуга остается самой крупной рыбой, когда-либо пойманной на территории нашей области.
Газета «Волжская коммуна», 9 февраля 2008 года.
САМЫЙ ДЛИННЫЙ МОСТ В ЕВРОПЕ
Проект моста в кратчайшие сроки разработал крупнейший специалист того времени профессор Петербургского института инженеров путей сообщения Н.А. Белелюбский. К строительству грандиозного сооружения приступили 17 августа 1876 года, а уже 26 августа 1880 года этот мост, ставший в то время самым длинным в Европе, был открыт для движения поездов. В честь российского императора он тогда же был назван Александровским.
Газета «Волжская коммуна», 7 марта 2008 года
В 1884 году 15 января вышел первый номер «Самарской газеты», в которой в разные годы работали А. М. Горький, Д. Н. Мамин-Сибиряк и другие известные русские писатели.
В 1884 году в городе появилась телефонная связь.
В 1884 Самаре впервые для освещения общественных зданий применен газ.
10 июля 1896 года первые самарцы опробовали новый для города общественный транспорт конку, конно-железную дорогу.
САМЫЙ ЛУЧШИЙ ВОДОПРОВОД В ЕВРОПЕ
Самарский противопожарный водопровод (1886) со своими специальными приспособлениями для тушения пожаров по многим параметрам выгодно отличался от столичных коммунальных объектов. В целом же он в то время оказался уникальным сооружением своего рода не только в России, но и вообще во всей Европе. Во-первых, его сети были проложены по замкнутой кольцевой системе с тремя основными магистралями. Одна из них питала южную часть города, другая - северную, а третья, пересекавшая город по Симбирской улице (ныне - Ульяновская), снабжала водой его обе части. При этом на водосети были установлены задвижки, которые в случае аварии отключали небольшой участок магистрали, не нарушая водоснабжения в других местах. Во-вторых, в обычном режиме водопровод Самары поддерживал давление в своих магистралях в 7 атмосфер. Но по сигналу пожарной тревоги давление за считанные минуты могло быть поднято до 10 атмосфер. Это достигалось благодаря автоматическому закрытию специальных клапанов, после чего прекращалась подача воды в дома, фонтаны и так далее, а вся вода из сетей направлялась на тушение пожара.
Водозаборная станция городского водопровода была возведена на месте нынешней Самарской ГРЭС. Всего на водосетях в момент его открытия в городе было устроено 247 пожарных кранов, 10 фонтанов, 16 уличных водозаборов, и еще к водосети подсоединено 120 домовладений. Водопроводная сеть в то время охватывала обширную городскую территорию - от реки Самары до Полевой улицы и от Волги до улицы Сенной (ныне - улица Буянова).
Водоснабжение домов, не подсоединенных к сети, но находящихся поблизости от какой-либо водопроводной линии, обеспечивалось через уличные водоразборные колонки. Тем самым по потреблению воды на душу населения Самара после 1897 года в течение нескольких лет занимала первое место среди губернских городов юга и юго-востока России - таких как Астрахань, Казань, Киев, Кишинев, Саратов, Харьков и другие.
Вплоть до Первой мировой войны самарский водопровод считался совершеннейшим техническим сооружением своей эпохи, которым наш город по праву гордился. Долгие годы он работал исправно и бесперебойно, и почти до 20-х годов XX века в нем не было зарегистрировано ни одного случая прекращения подачи воды.
В Самаре было подсчитано, что за первые 10 лет после введения в действие водопровода — по сравнению с предыдущим десятилетием. — убытки от пожаров уменьшились вчетверо.
Газета «Волжская коммуна», 7 марта 2008 года
ПЕРВЫЙ ПАМЯТНИК
С инициативой сооружения памятника Александру II выступил во второй половине 80-годов прошлого столетия городской голова П. В. Алабин. Тогда же Дума объявила кон курс на лучший проект. Вскоре в Думу поступил проект скульптора Владимира Осиповича Шервуда. Он как бы отражал все главнейшие направления деятельности царя-реформатора. Это реформа 1861года, уничтожившая крепостное право в России; вхождение в состав Российского государства Кавказа и Средней Азии; помощь братскому болгарскому народу в период русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
Закладка памятника и его освящение состоялись 8 июля 1888 года в день Казанской божьей матери. Вскоре первый памятник в Самаре был построен. Он органично вписался в архитектурный комплекс Алексеевской площади. Вокруг него был разбит сквер, который стал любимым местом встреч и отдыха жителей Самары...
«ВК» СУББОТА 23 ИЮЛЯ, 2011 №265 (27700)
Площадь Революции в Самаре раньше называлась Алексеевской. Она была главной в городе, а в центре ее возвышался памятник Александру II. И сама площадь, и памятник царю-освободителю играли огромную роль в общественной жизни города.
Мысль о сооружении в Самаре, на Алексеевской площади, памятника Александру II возникла сразу после убийства его террористами в 1881 году. Самарская городская дума решила выделить на сооружение памятника 10 тысяч рублей, а кроме того, была объявлена подписка, и на строительство памятника перечислялись и народные деньги, и деньги купцов, крупных благотворителей. Памятник был заказан одному из лучших российских скульпторов, академику Владимиру Шервуду. Кстати, по происхождению он был англичанином и дружил с великим писателем Чарльзом Диккенсом.
8 июля 1888 года, как сообщается в Самарском адрес-календаре за 1890 год, была совершена закладка памятника, а ровно через год строительство было завершено.
По сути, до революции это был единственный памятник в Самаре. Кроме него, в городе были лишь бюсты отдельным купцам, отличавшимся своей благотворительностью и общественной деятельностью».
Памятник получился очень красивым. Весь облик императора выражал спокойствие человека, уверенного в себе и чувствующего ответственность за судьбу государства. Император был изображен в генеральском сюртуке, в военной фуражке, опирающимся на саблю. По углам постамента располагались четыре символические фигуры. Это черкес, ломающий шашку (символ покорения Кавказа); болгарка, благодарившая царя за освобождение своей страны; среднеазиатская женщина, сбрасывающая чадру, и русский крестьянин, осеняющий себя крестным знамением. Кстати, как рассказывает Александр Завальный, окрестные крестьяне, приезжая в Самару и осматривая скульптурную композицию, первым делом обращали внимание на то, какими достоверными, «настоящими» были лапти на ногах скульптурного крестьянина.
Памятник притягивал к себе людей. Здесь проходили народные торжества, раздача подарков во время коронации, чествования воинских частей
«Приезжавшие в Самару люди единодушно признавали, что это самый лучший памятник императору из тех, что стояли в волжских городах. По сути, до революции это был единственный памятник в Самаре».
27 мая 1898 года в летнем театре Панаева состоялся первый в Самаре сеанс синематографа, «знаменитого и единственного в мире аппарата движущейся, живой, во весь рост фотографии, настоящего «Люмиэра»
Самое первое авто
Больше ста лет назад, в середине 1904 года, на улицах Самары впервые появился странный грохочущий экипаж, который двигался без помощи лошадей. Новое средство передвижения для многих было удивительным и непонятным.
Управлял этим невиданным экипажем Константин Павлович Головкин, владелец писчебумажного магазина на улице Панской (ныне улица Ленинградская), и одновременно художник, историк и краевед. Он летом 1904 года через самарского посредника приобрел в Берлине автомобиль фирмы "Опель", который вскоре поездом был доставлен в Самару.
Вторым автовладельцем Самары стал известный в городе торговец и хозяин нескольких магазинов A.M. Сурошников, который купил машину все той же фирмы "Опель" в 1906 году.
САМАРСКАЯ СИНАГОГА
Слово синагога на иврите - древнем языке иудеев – звучит как бейд кнессет – дом собраний. Самарская синагога на улице Садовой, 49 была построена в 1908 году архитектором Зельманом Коейнерманом и являлась крупнейшим хоральным храмом в Европе. Сейчас евреи, исповедующие ортодоксальный иудаизм собираются в помещении на ул. Садовая, 52.
Газета «Волжская коммуна», 26 января 2008 года
ВАЛЬС "НА СОПКАХ МАНЧЬЖУРИИ"
24 апреля 1908 года, в Струковском саду впервые прозвучал вальс «На сопках Маньчжурии», ставший впоследствии одним из самых знаменитых и популярнейших.
В 1906 году, после окончания Русско-японской войны, в Самару прибыл на расквартирование 214-й Мокшанский пехотный полк, прославившийся в той неудачной для России войне. В феврале 1905-го этот полк в тяжелейших боях между Мукденом и Ляояном попал в окружение и постоянно подвергался атакам противника. В критический момент, когда уже заканчивались боеприпасы, командир полка полковник Петр Побыванец отдал приказ: «Знамя и оркестр - вперед!..» Капельмейстер Илья Шатров вывел оркестр на бруствер окопов, отдал приказ играть боевой марш и повел музыкантов вперед за знаменем полка. Воодушевленные солдаты ринулись в штыковую атаку. В ходе боя полк под музыку оркестра непрерывно атаковал японцев и в конце концов прорвал окружение.
В этом бою погиб командир полка, от четырехтысячного полка осталось семьсот человек, а из состава оркестра - только семь музыкантов. Все они были награждены Георгиевскими крестами, а сам оркестр удостоен серебряных труб. Илью Шатрова наградили офицерским орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами. Это был второй и последний случай подобного награждения капельмейстеров в Российской империи.
После окончания Русско-японской войны Мокшанский полк еще целый год оставался в Маньчжурии, где Илья Алексеевич, однажды попав по приказу нового командира полка на гауптвахту, начал писать вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», посвященный погибшим боевым товарищам. Летом 1906 года он создал первую версию вальса.
Осенью того же года Шатров познакомился и подружился с самарским педагогом, композитором и нотным издателем Оскаром Филипповичем Кнаубом, который оказал начинающему композитору серьёзную помощь в завершении работы над вальсом и его последующем издании. И летом 1907 года ноты вальса Ильи Шатроваа «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии» уже продавались в магазине Оскара Кнауба.
Весной же 1908 года состоялось первое исполнение вальса духовым оркестром.
«Социальная газета» 20 апреля 2013 года
Самарский ЭЛЕВАТОР
В 1913 году началось подготовительные работы по строительству элеватора. В августе 1914 года началось строительство силовой станции. В это же время возводилось насосная башня и шестиэтажный комфортабельный жилой дом для обслуживающего персонала. Там же были оборудованы лаборатория и контора. В доме имелись центральное отопление, лифт, водопровод, канализация. Квартиры предоставлялись смотрителю, бухгалтеру, электротехнику, сторожам, весовщикам.
Сам чудо-элеватор открылся 21 сентября 1916 года.
Газеты писали: «Биржа и все хлеботорговцы настояли на строительстве элеватора. Госбанк взял на себя постройку самого крупного в Европе, оснащенного по последнему слову техники хлебохранилища».
Газета «Будни» 11 апреля 1997 года.
До революции элеватор был вторым в России по мощности, и здесь отлеживалась пшеница, которой самарцы снабжали Европу. Говорят, печеньки из этой пшеницы страшно любила грызть по утрам английская королева.
«Самарская газета», 14 сентября, 2012 года
25 февраля 1915 года пущен самарский электрический трамвай. Он стал первым в стране проектом, который был полностью реализован силами русских инженеров. И даже вагоны использовались отечественного производства.
Придумал и воплотил в жизнь проект электротрамвая инженер Петр Суткевич. Первая трамвайная линия была около пяти километров.
В сентябре 1922 года создана первая группа пионеров.
В 1926 году город получил первые три автобуса фирмы «Фиат» на 14-16 мест каждый. Они обслуживали маршруты «Самара-Пугачев-Балаково», «Самара-Сергиевск», «Самара-Барбашина поляна).
21 августа 1930 года открылось регулярное воздушное сообщение на авиамаршруте «Москва-Самара-Ташкент» первым самолётом «К-4».
В июне 1931 года оперой М.Мусоргского «Борис Годунов» начал свой первый сезон театр оперы и балета.
15 мая 1933 года «заселен» первый в городе 7-этажный дом- Дом промышленности (ул.Куйбышева, ), отданный различным учреждениям и организациям промышленности.
ПЕРВЫЕ ТАКСИ В КУЙБЫШЕВЕ
7 июня 1938 года в Куйбышеве началось движение пяти легковых такси. Стоянки машин установлены на площади Революции, у железнодорожного и водного вокзалов. Плата за пользование такси ориентировочно намечена в 1 рубль 20 копеек за километр.
К 7 ноября 1941 г. на авиационном заводе собраны первые штурмовики «ИЛ-2».
22 ноября 1941 г. дал первую продукцию — тысячи подшипников — 4 ГПЗ.
5 марта 1942 г.впервые по Всесоюзному радио прозвучала из Куйбышева Седьмая (Ленинградская) симфония Д. Д. Шостаковича в исполнении оркестра госу дарственного Академического Большого театра СССР.
В начале октября 1942 г. раздался первый звонок в новом авиационном институте.
7 ноября 1942г. по маршруту «Железнодорожный вокзал — пл. Революции» пошли первые в городе троллейбусы.
7 ноября 1944 г. впервые составы пошли по первому в нашем крае электрифицированному участку железной дороги протяженностью 14 км — о «Куйбышев—Безымянка».
В начале 1947 года первый бытовой газ поступил в жилой дом на ул. Ярмарочной.
В начале августа 1947 года первый асфальт покрыл площадь им. В. В. Куйбышева.
27 мая 1953 года от Куйбышевской пристани вверх до Москвы ушел дизель-электроход «Россия», первое на Волге пассажирское судно нового типа.
10 октября 1953 года из Самары в районы края почта впервые была отправлена самолетом.
САМОЕ БОЛЬШОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ
В августе 1950 года Правительство СССР приняло решение о сооружении Куйбышевской ГЭС мощностью 2300 мегаватт, в то время - крупнейшей в мире. Как известно, в декабре 1955 года дал ток первый агрегат этой станции, а 10 августа гидроузел был принят в промышленную эксплуатацию и получил название Волжской ГЭС имени В.И. Ленина.
Правда, уже через несколько лет ее по мощности обошла Волгоградская ГЭС, а затем - еще несколько зарубежных гидроэлектростанций. Однако по крайней мере одно рекордное достижение мирового масштаба, созданное после окончания этой величественной "стройки коммунизма", до сих пор остается так никем и не превзойденным. Конечно же, речь идет о Куйбышевском водохранилище, возникшем в результате возведения на Волге плотины гидроэлектростанции. И хотя само перекрытие реки произошло в 1955 году, искусственное море у Жигулей по причине его огромных размеров заполнялось вплоть до конца 1957 года.
Его нынешняя площадь - 6450 квадратных километров, и эта цифра до сих пор оставляет наше водохранилище на первом месте в перечне крупнейших искусственных водоемов мира. Как известно, перепад высот между верхним и нижним бьефами Волжской ГЭС составляет 28 метров, благодаря чему подпор воды оказывается заметен более чем за 500 километров выше Тольятти по течению Волги, то есть даже в районе Зеленодольска, небольшого городка на севере Татарстана. А если учесть, что частью водохранилища стал также и 150-километровый отрезок нижнего течения Камы, на месте которого еще в 50-х годах образовался Камский залив Куйбышевского водохранилища, то тогда мы поймем, что влияние плотины жители прибрежных районов ощущают даже на 650-километровом расстоянии. А еще нужно отметить, что на ряде участков волжского течения ширина водохранилища ныне превышает 30 километров, и поэтому во многих его точках наблюдатель, находящийся на борту судна, не может видеть ни правого, ни левого берега, а одну только воду. Одним словом, настоящее Жигулевское море...
Газета «Волжская коммуна», 16 февраля 2008 года.
В марте 1958 года начались первые регулярные передачи Куйбышевского телевидения.
14 сентября 1967 года родился миллионный житель г. Куйбышева.
В 1973 году в Октябрьском районе г. Куйбышева построен первый 14-этажный дом.
В 1978 г. на Средневолжском станкозаводе выпущен первый станок с числовым программным управлением.
В 1978 г. больнице № 15 впервые в городе успешно проведена операция по вшиванию искусственного митрального клапана сердца.
САМОЕ СИЛЬНОЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ
Даже в школьных учебниках до сих пор говорится о том, что Русская платформа, где расположена Самарская область, не входит в число сейсмически активных зон планеты. Классическая наука говорит о том, что если здесь порой и происходят какие-то подвижки в глубине земной коры, то они обусловлены лишь исключительно карстовыми процессами, то есть размыванием отдельных пластов подземными водами. Однако геологические данные последних десятилетий свидетельствуют об обратном.
Вот что произошло в Куйбышевском Заволжье около 8 часов 40 минут утра 9 августа 1986 года. В тот ранний час жители Нефтегорского, Богатовского и Борского районов вдруг почувствовали самый настоящий подземный удар. Высокие здания стали заметно раскачиваться из стороны в сторону, с потолков сыпалась побелка, а на стенах современных домов кое-где появились мелкие трещины. В еще не открывшихся торговых заведениях, отделениях Сбербанка и ряде учреждений от толчков включилась сигнализация, с крыш и деревьев в воздух взлетели птицы. Вдобавок рухнули некоторые ветхие строения, которыми, к счастью, оказались лишь сараи и отселенные дома, поэтому человеческих жертв в Нефтегорске не было. Очевидцы при этом рассказывали, что незадолго до начала землетрясения беспокойно вели себя собаки и кошки. А на Ветлянском водохранилище близ Нефтегорска во время подземных толчков вода словно бы кипела - со дна водоема в массе выделялся болотный газ метан.
Ученым удалось установить, что землетрясение 9 августа 1986 года в Самарской области имело отнюдь не карстовую, а самую настоящую тектоническую природу, то есть оно было вызвано глубинными подвижками земных слоев.
Эпицентр землетрясения в тот раз располагался на самой границе Богатовского и Нефтегорского районов, примерно между селами Утевка и Максимовка, и в районе эпицентра сила подземного толчка достигала пяти баллов по 12-балльной шкале, что означает «довольно сильный».
Поэтому Нефтегорское тектоническое землетрясение 1986 года и поныне является крупнейшим не только в новейшей истории Самарской области, но и для всего юго-востока Русской равнины
Газета «Волжская коммуна», 8 мая 2008 года.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков в ютуб