Духовная жизнь Самары
Самара, старая Самара!
«Самарский воздух пропитан разговорами умерших домов. Надо только научиться слушать. Идешь вечерком и чувствуешь - поют колокола Единоверческой церкви на Предтеченской, а ей отвечает Троицкая, плачет, нашептывает… А колокола все бьют, бьют, и я слышу неземную музыку.
Эта музыка пришла
И так долго не уходит.
Дивным звукам несит числа.
Как рябинам малых родин.
И как пиршество рябин,
Их пурпурное прощанье,
Я навеки полюбил
Этой музыки звучанье….
Пройдешь по Москательной к Волге, по самому крутому спуску, да и перекрестишься на Австрийскую церковь (Немецкая кирха)….А то по набережной пойдешь, да и вспомнишь: здесь часовенка Алексия стояла. Алексий-то Митрополит и впрямь чудотворцем был. Предсказал основание нашей Самары и предрек, что просияет она в веках. Святой Алексий – небесный покровитель Самары, заступник наш и радетель. Вот и летает душа его светлая над нашей Самарой и спасает нас от несчастий. И музыка звучит. Какая музыка…
Какая музыка в Самаре
Среди церквей и их теней,
Между старинными домами
В высоких кронах тополей!
Какая музыка! О боже!
Лишь только здесь такая есть!
Родная, милая до боли,
Самарская благая весть.
Вся Самара – симфония. Слушал бы ее и слушал.»
Так писал о Самаре Михаил Авдеев.
Церквей до 1917 года в Самаре было много, именно они определяли силуэт города с Волги. В конце 19 века в 50-ти тысячной Самаре насчитывалось более 20 приходских церквей да еще десятка три «домовых».
О церквях Самары можно говорить очень много. Ведь первая в Самаре церковь Спасо-Преображения была построена в 1685 году. За три с лишнем века некоторые из них безвозвратно потеряны, некоторые перестраивались, некоторые восстанавливались. После 1917 года многие церкви были разрушены, в лучшем случае приспособлены под какие-либо нужды, многие из них для нас потеряны безвозвратно. В наше время в Самаре восстанавливаются старые, строятся новые. Но мне хотелось бы остановиться на тех, которые как-то связаны с нашей семьей.
Собор Вознесения Господня (ул. Степана Разина, 78 (Вознесенская))
В этом соборе 3 февраля 1918 года венчалась моя прапрабабушка.
История собора во имя Вознесения Господня началась задолго до постройки здания на современной ул. Ст. Разина, 78 (Вознесенская).. Уже в XVIII в. в описаниях Самары упоминалась деревянная Вознесенская церковь, которая стояла на перекрестке нынешних улиц Водников и Комсомольской. 20.04.1765 г. церковь сгорела, но вскоре была восстановлена. 40 лет спустя она сгорела вновь.
План Самары 1804 г. определил для Вознесенского храма новое место в будущем центре города (на ул. Степана Разина, 78), но при условии, что он будет каменным. Каменное строительство было самарцам не по средствам. В 1813 г. они с дозволения столичных властей установили временную деревянную церковь, перенесенную с закрытого кладбища. Она простояла здесь более 30 лет (с 1813 г. по 1845 г.). В 1838 г. в Симбирске составили проект каменного Вознесенского храма. В Петербурге его доработали и утвержденный проект отправили в Самару.
Архитектура здания характерна для классицизма. Это была однокупольная базилика с колокольней о девяти колоколах, увенчанной тонким шпилем. Собор стоял на вершине крутого оврага, возвышаясь над окружающим пространством и Волгой. Однако вскоре градостроительная ситуация изменилась. Овраг был засыпан и застроен. Улицы выпрямились. Здание оказалось зажатым обывательской застройкой и утратило свое господствующее положение. Храм строился несколько лет и обошелся поначалу в 40 тыс. рублей серебром. В 1847 г. освятили правый придел во имя Михаила Архангела, а в 1848 г. - главный - Вознесенский. Левый придел во имя вмч. Пантелеймона Целителя и прп. Павла Комельского был оформлен и освящен последним 8.01.1895 г. В октябре 1897 г. при Спасо- Вознесенском соборе была открыта одноклассная женская церковно-приходская школа. Она помещалась в верхнем этаже каменной церковной сторожки. Еще несколько лет потребовалось на изготовление иконостасов. В 1853 г. установили иконостасы боковых приделов, а в 1864 г. - центральный. Иконы и серебряные ризы для них создавали московские и самарские мастера.
Храмовые святыни собирались, как говорится, всем миром. Дворянин Николай Николаевич Меч подарил образ Божией Матери "Достойно есть". Икона Божией Матери "Неувядаемый цвет", привезенная с греческого Афона крестьянином Никитой Васильевым, стала его даром собору. Особое благоговение вызывал напрестольный Св. Крест из золоченого серебра, изготовленный, как гласила надпись на нем, "в 1787 г. усердием священника Стефана Яковлева". К числу местночтимых относился и образ Божией Матери "Всех скорбящих Радость".
К моменту образования Самарской губернии Спасо-Вознесенский храм считался лучшим в городе. В 1851 г. он получил статус кафедрального собора и оставался им до освящения нового Воскресенского собора.
31.03.1851 г. здесь состоялись торжества по случаю открытия Самарской епархии. В этот день, день Вербного воскресенья, из Казанско-Богородицкого собора прошел крестный ход к Спасо-Вознесенскому собору. Под сводами храма был зачитан указ Свящ. Синода об образовании Самарской епархии и совершен благодарственный молебен.
4.01.1866 г. в южной части собора похоронили Преосвященного Феофила (Надеждина), епископа Самарского и Ставропольского (умер 31.12.1865 г). Место в южном приделе, где покоился епископ, было отмечено металлической плитой и обнесено оградой. Над могилой находилась икона Божией Матери "Иверская" - одна из почитаемых в Самаре. Первым кафедральным протоиереем собора был Иван Егорович Халколиванов (1815-1882 гг.), прослуживший в нем 30 лет.
Спустя годы здание потребовало обновления. В 1911г. для иконостаса главного придела изготовили новое позолоченное металлическое облачение. Дмитрий Кузьмич Мясников пожертвовал на его устройство 2 тыс. рублей. Облачение заказали в Москве в фирме Н.В. Мешкова. 22.05.1911 г. главный престол после реконструкции освятили заново. Иконостас приобрел величественный вид. Он состоял из полных четырех ярусов, над которыми возвышалась икона Вознесения Господня, увенчанная крестом. Придельные иконостасы оставались прежними.
В 1918 г. из здания городской Думы (ул. Куйбышева, 48) в собор перенесли четырехчастный киот. Его разместили в алтарной части правого придела. В верхнем ряду киота возвышалась икона Спасителя, которой 3.11.1892 г. Преосвященный Владимир, бывший епископ Самарский и Ставропольский, благословил Самару перед отъездом в Грузию. Под иконой Спасителя находился образ блгв. кн. Александра Невского. Надпись на медной таблице под образом гласила: "Самарские граждане соорудили сию св. икону с неугасимою пред нею лампадою на вечную память о в Бозе почившем Императоре Александре Николаевиче, даровавшем городовое положение 1870 г., и постановили совершать пред сею иконою ежегодно вселенскую панихиду за упокой почившего Государя в день открытия городской Думы 3 февраля".
С правой стороны от образа блгв. кн. Александра Невского помещалась икона Св. Алексия. Этой иконой митрополит Владимир благословил в Москве 21.08.1898 г. самарского голову П.А.Арапова и передал ее Самаре. На киоте с левой стороны находилась икона Смоленской Божией Матери. Все четыре иконы были облачены в золоченые серебряные ризы. Перед иконой блгв. кн. Александра Невского висела массивная лампада, выполненная из серебра с эмалевой инкрустацией.
Спасо-Вознесенский собор, будучи более 40 лет главной святыней города, повидал всех именитых гостей Самары. Его посещали и коронованные особы, и политические деятели, и многочисленные паломники. Спасо- Вознсенский собор имел три приписные церкви: во имя свв. Иоакима и Анны при четырехклассном городском училище; во имя Введения во храм Богородицы при Самарском епархиальном женском училище; во имя Николая Чудотворца при Николаевском приюте детей-сирот.
Именно здесь было предложено возвести крупнейший в Самаре храм Воскресения Господня
1917 г. открыл новую трагическую страницу истории. Приход собора оставался таким же многочисленным. По-прежнему совершались службы и проводились крестные ходы. Собор помогал самарцам духовно выжить в годы гражданской войны и голода. Однако с годами к нему усиливались притязания со стороны власти. Сначала они касались имущества. В 1918г. были национализированы жилые дома, принадлежавшие храму, переписаны и учтены церковные ценности.
В 1922 г. последовала реквизиция предметов из драгоценных и полудрагоценных металлов. Их принимали на вес, как утиль, без оценки художественных достоинств. Так погибло напрестольное Евангелие XVII в., облаченное в золоченый серебряный оклад ювелирной работы.
В 1929 г. перешли к более решительным действиям. Средства и способы борьбы с церковным мракобесием значения не имели. Поводом к закрытию Спасо- Вознесенского собора послужила недостача имущества, которую участковый милиционер ловко обнаружил и успешно раскрыл за один день. Обвинить церковнослужителей в воровстве было уже делом судебной техники. Угроза уголовного наказания стала весомым аргументом в решении судьбы храма. Однако этого оказалось недостаточно, слишком велик был авторитет собора среди верующих, чтобы они поверили в такой грязный вымысел. И вскоре со страниц газет сходит сенсация: 29.12.1929 г. отрекается от сана диакон Н.Л. Колчин, 29.12.1929 г. - диакон В. Грачев, 2.01.1930 г. - диакон П.С. Дормидонтов и, наконец, 8.01.1930 г. - 72 -летний протоиерей Александр Сергеевич Третьяков.
Далее все шло своим чередом: заявление б тысяч кооперативных кустарей с пожеланием устроить в храме свой клуб и постановление крайисполкома от 21.01.1930 г. о закрытии собора. Приговор храму был окончательным. В расписке, данной прот. А.А.Докукиным под угрозой расправы говорилось, "что обжалования во ВЦИК постановления КрИК о закрытии собора не последует...". В 1933 г. в здании теперь уже клуба кустарей проходила выставка восковых фигур. Позднее здание было передано ПриВО, который использовал его под склад.
В 1993 году церковь вернули верующим. 6.05.1993 г. в храме был совершен молебен св. вмч. Георгию Победоносцу, а с 15.08.1993 г. в нем начались богослужения. Правый придел храма освятили малым освящением во имя свт. Алексия, Митрополита Московского. Центральный - во имя Вознесения Господня. Много трудов в дело возрождения святыни вложено ктитором Андреем Андреевичем Савиным, священником о. Александром Урывским и прот. Иоанном Гончаровым.
Проект реконструкции разработали архитектор В.А.Самогоров и В.Л.Пастушенко. 1.10.1997 г. на храм водрузили лавный купол. Летом 1999 г. восстановили 56-метровую колокольню, но которую 26.08.1999 г. был водружен купол крестом. Самарская фирма "Град" оказала помощь в восстановлении храма, но главные силы и средства были затрачены самими верующими. Во второй половине 2000 г. пол собора, выполненный на рубеже XIX-XX вв. из метлахской плитки, перекрыт современным кафелем.
Церковь Петра и Павла (ул. Буянова, 135-а (Сенная))
В этой церкви крестилась моя мама. Петропавловская церковь обязана своему современному виду архитектору А.А.Щербачеву, перестроившему здание в конце XIX в. Начало храму было положено в феврале 1863 г., когда на окраине Самары на цл. Никитинская заложили однопрестольную приходскую церковь. Единственным благотворителем, взявшим на себя все расходы по возведению церкви, явился купец Андрей Наумович Головачев. Её построили за два строительных сезона и 26.09.1865 г. освятили во имя апп. Петра и Павла. Архитектура храма была выдержана в русском стиле. Две шатровые главки венчали объем настоящей церкви и колокольни. Внешние фасады были оштукатурены и выбелены. Первоначальные размеры составляли 9 на 17 метров. Хотя в приходе Петропавловской церкви состояло 1704 человека, они по бедности своей не могли благоустроить храм. Однако нашлись благотворители. Вскоре после освящения храму была подарена плащаница, шитая золотом и серебром по малиновому бархату. Купец П.М.Журавлев принес в дар икону пророка Илии, в киоте с позолоченной резьбой. От купца Н.Ф. Дунаева поступило два полных облачения для священника и диакона, а владелец колокольного завода К.Ф.Привалов пожертвовал отлитый им колокол.
В 1866 г. Д.В. Обозов устроил вокруг храма каменную ограду с железной решеткой и каменную сторожку, в которой открыли церковно-приходскую школу на 60 мальчиков.
Церковь очень живописная. Площадь около нее стала называться Петропавловской.
В 1882-1884 гг. храм перестроили на средства купца Василия Андреевича Головачева, сына и наследника первого строителя храма, и других благотворителей. У храма появились боковые приделы. Они располагались возле колокольни и трапезной, симметрично друг другу. Размеры приделов составляли 6 на 17 метров. Объем настоящей церкви остался без изменений. 3.06.1884 г. правый придел освятили в честь блгв. кн. Александра Невского. В нем был установлен аркообразный трехъярусный иконостас.
В 1898-99 гг. Петропавловская церковь перестраивалась вновь. Архитектор А.А. Щербачев в два раза увеличил объем боковых приделов за счет пристроев у настоящей церкви. Новые пристрои выделялись высокими двускатными кровлями, увенчанными главками. Алтарные апсиды боковых приделов были поставлены на одном уровне с главной. Интерьеры храма переделывались заново. Мастер И.В.Белоусов выполнил работы по обновлению иконостасов и росписи стен. По желанию заказчиков иконы, киоты и иконостасы создавались по образцам храмов Иверского женского монастыря. Средства на перестройку пожертвовал ктитор Петропавловской церкви купец Иван Яковлевич Соколов. Он приобрел для храма ценную изящную утварь. 29 и 30.04.1899 г. заново освятили два придела: правый во имя св. блгв. кн. Александра Невского и левый во имя свв. Иоанна Предтечи, ап. Иакова, апостола и евангелиста Иоанна Богослова, свят. Иоанна Милостивого, прав. Елизаветы, равноап. кн. Ольги, прмц. Параскевы.
В 30-х гг. XX в. во время кампании по ликвидации культовых построек несколько раз ставился вопрос о закрытии Петропавловской церкви. Храм закрыли в 1939 г. Его здание использовали под военный склад.
В конце Великой ( Отечественной войны храм вновь возвратили верующим (приход был открыт при деятельном участии прот. Сергия Валовского). Его капитально отремонтировали, заново расписали и оборудовали той утварью, что уцелела от других разрушенных храмов. В настоящее время левый придел освящен во имя Казанской иконы пресвятой Богородицы. В 1985 г. храм посетил Митрополит Таллиннский Алексий (Ридигер). Во второй половине 1990-х гг. шатры храма украсились покрытием "под золото", а обветшавшие иконы всех трех иконостасов (работы конца 1940-х гг.) были заменены новыми. На возвращенном храму участке земли было построено здание приходской школы и служб. В храме более четверти века совершал служение духовник Самарской епархии прот. Иоанн Букоткин.
Церковь Веры, Надежды, Любови и Софии (ул. Чапаевская, 136 (Николаевская))
Это Вера, Надежда, Любовь, Это наша Самарская грусть.
Это мать их – София-Премудрость. Силуэт филармонии рядом.
Это вросшая в душу и в кровь Я молитвы твержу наизусть
Старой улочки узкая утлость. Под Твоим симфоническим взглядом.
Эти стихи самарского поэта Авдеева посвящены церкви во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.
В этой церкви крестили мою сестру Аню и меня.
Образование Самарской губернии и получение городом статуса губернского послужило толчком для активизации в Самаре общественной благотворительности.
На средства частного капитала открываются богадельни, приюты, основываются разного рода попечительства (о народной трезвости, о детских приютах и др.).
В 1875 г. "стараниями жен и финансами мужей семейства Курлиных, Головкиных, Тимрот и других известных людей города" было учреждено "Общество попечительства о бедных", которое в свою очередь открыло в 1878 г. приют для детей-сирот воинов, погибших в русско-турецкой войне. Приют получил наименование Мариинский в память усопшей Императрицы-матери Марии Федоровны. В заведение принимались девочки в возрасте от 5 до 12 лет и содержались до 17 лет. Их обучали чтению, письму, Закону Божию, арифметике, а также необходимым для женщины навыкам шитья, приготовления пищи, вязания. Приют располагался по Саратовской (Фрунзе) улице в двухэтажном доме, подаренном потомственным почетным гражданином Ильей Даниловичем Ковригиным. Первоначально своей церкви в приюте не было, и воспитанницы посещали Покровскую церковь. В начале 90-х гг. XIX в. попечительница приюта, вдова коллежского асессора Надежда Илларионовна Шехларева приобрела примыкающий к территории участок земли, выходящий одной стороной на ул. Николаевскую (ул. Чапаевская, 136). На этом участке на ее средства в 1896 г. началось строительство домового храма. 15 ноября 1898 г. храм был освящен.
Так выглядела церковь по окончании строительства в 1898 году. Проект церкви в русском стиле разработал самарский архитектор А.А.Щербачев. Теплая каменная церковь имела два придела: во имя святителя Христова Николая и во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.
В октябре 1929 г. церковь "по требованию рабочих" Водосвета была закрыта. В январе 1930 г. горсовет принял решение об открытии в здании церкви музея Революции. В ходе работ по приспособлению здания под музей были сняты маковки, разобраны верхние ярусы колокольни, в основном объеме церкви были сделаны межэтажные перекрытия. Позднее музей Революции был переименован в музей Ленинского комсомола.
Постановлением Администрации Самарской области от 22.11.91 г. церковь была передана верующим, но почти три года простояла заброшенной. Лишь в сентябре 1993г. были предприняты реальные действия по превращению музея в храм. Активное участие в освобождении внутреннего пространства храма от мусора и временных перегородок приняли верующие прилегающих кварталов и самарские казаки во главе с атаманом Федоренко Сергеем Федоровичем. При проведении реставрационных работ под несколькими слоями масляной краски проступили святые образы, их отреставрировали и сегодня внутренние помещения церкви приобрели первоначальный облик.
Всеми ремонтными и восстановительными работами руководил по собственной инициативе тогда еще замначальника цеха завода "Прогресс" Шеенков Александр Иванович, являющийся в настоящее время старостой этой церкви.
Настоятелем церкви был назначен иерей Виталий Калашников. Он крестил 27 июля 1965 г. мою сестру Анну. Первое богослужение было проведено 29 сентября 1994г. в праздник Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
В последние годы у храма появились постоянные друзья и жертвователи, которые помогают поддерживать здание в надлежащем виде, а также принимают активное участие в восстановлении церкви Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в селе Абашево Хворостянского района, которое ведет клир Николо-Софийской церкви. Среди них надо особо отметить: Скобелева Анатолия Григорьевича, генерального директора фирмы "Оникс", Иванова Павла Александровича, представителя Газпрома, Бакумова Николая Викторовича, директора Центра радиовещания и радиосвязи №3, и Никитина Сергея Владимировича, генерального директора Средневолжской газовой компании.
Покровский собор
Но особое внимание мне хочется обратить на Покровский собор. Это единственный в Самаре храм, который действует постоянно со дня своего освящения. С 1941 года это Кафедральный собор Самары. В нем крестили почти всю мою семью - прабабушку. бабушку, дедушку, папу.
Собор заложен 14.09.1857 года на том самом месте, где раньше была деревянная церковь во имя Святого Иоанна Предтечи. Церковь стояла посреди кладбища. Его закрыли. Инициативу постройки взяли на себя братья Антон, Емельян, Матвей Шихобаловы. Собор построен петербургским архитектором Жильбером. Следил за строительством комитет, в который входили купцы Шихобаловы и дворянин Паршенский.
Собор поражал богатством внутреннего убранства. Его алтари были облицованы искусственным мрамором. Стены покрывали фрески, выполненные художниками Криволуцким и Князевым. Церковь могла вмещать 1 500 человек.
60 лет церковь получала щедрые дары от купцов Шихобаловых. Они оплачивали ремонт здания, украшения интерьеров, снабдили храм утварью, а служителей – облачением. Старый незвучный колокол Антон Шихобалов сменил на новый, который был отлит на заводе самарского купца Феоктиста Привалова. Антон Николаевич разбил сквер, обнес его деревянной оградой на каменных столбах. При Покровском соборе работала одноклассная школа для девочек. А содержалась школа на средства церковного старосты Петра Ивановича Шихобалова. За большие заслуги многочисленной семьи Шихобаловых перед Самарой на территории Покровского Собора разместили семейный склеп Шихобаловых.
Литература : Андрей и Ирина Демидовы «Мелодии старой Самары» Самара,1992
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - вк накрутка